Главная » Статьи » Афиша города |
«Свободное пространство» раздвигает границы. На гастроли во Владикавказ едет молодежный театр из ОрлаРегион:Северо-Кавказский ФО Источник: Пресс-центр Министерства культуры РСО-Алания Театров, хороших и разных , в Центральной России сегодня немало. И на Орловщине, поэтической родине Тургенева, – тоже: одних только государственных «храмов Мельпомены» в старинном русском городе Орле нынче действуют четыре, не считая антрепризных, любительских и студенческих. И среди них – Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство». Из тех, где бережно хранят верность золотым традициям отечественной сцены и вместе с тем не боятся ярко и интересно экспериментировать, дерзать, «выдумывать и пробовать» Этот театр и сам еще совсем молод. в декабре он отпразднует свое 35-летие. Но только в течение последних десяти лет его постановки срывали овации в США, Испании, Франции, Болгарии, Польше, на Украине, в Белоруссии, не считая самых разных «городов и весей» нашей страны – от Кавминвод до Абакана. В копилке наград Орловского государственного театра «Свободное пространство» – не один главный приз, завоеванный на крупных российских и международных театральных фестивалях. Блеснул он совсем недавно своим спектаклем «Белое на черном» по Рубену Гальего и во внеконкурсной программе национального театрального фестиваля «Золотая маска-»… С творчеством Орловского театра «Свободное пространство» впервые познакомится и Владикавказ. Гастроли гостей из Орла пройдут в столице Северной Осетии с 22 по 29 сентября – на сцене Русского академического театра им. Е. Вахтангова. И безусловно для театралов нашей республики – это большое событие, не просто обещающее Владикавказу и владикавказцам красивый и искрометный, как фейерверк, театральный праздник длиной в целую неделю. Главная «сверхзадача» этого гастрольного проекта – укрепить творческие контакты и узы дружбы между Орловской областью и Северной Осетией и шире распахнуть навстречу друг другу сердца зрителей наших регионов. Причем проект этот – обменный. В его рамках, с 24 сентября по 1 октября, труппа Русского театра тоже побывает с ответными гастролями в Орле и представит на подмостках «Свободного пространства» пять своих вечерних спектаклей и три детских. А стал возможным такой обмен творческими визитами благодаря финансовой поддержке Минкульта России, под эгидой которого сегодня реализуется специальная программа по укреплению и развитию культурных связей между городами и регионами нашей страны. – Мы – театр динамичный, любящий экспериментировать, и легкий на подъем. Много гастролируем, регулярно участвуем в международных фестивалях, очень много ставим современной драматургии – хотя, конечно же, не изменяем и классике. Сотрудничаем с ведущими российскими и известными зарубежными режиссерами: среди них – Борис Цейтлин, Геннадий Тростянецкий, видный украинский балетмейстер Олег Николаев… Есть у нас в театре – как, кстати, и у вас, во владикавказском Русском – своя «малая сцена». А в год мы выдаем «на-гора» по 8–9 постановок, – поделилась с владикавказскими журналистами на пресс-конференции, состоявшейся в минувшую пятницу, 16 сентября, в стенах Русского театра, главный администратор театра «Свободное пространство» Светлана Петрухина.– И надеемся, что спектакли, которые наша труппа покажет в Осетии, придутся зрителям вашего гостеприимного города по душе. … А спектаклей этих будет пять. Во-первых, это одна из самых ярких премьер, выпущенных Орловским молодежным театром в минувшем сезоне – мюзикл «Алые паруса», написанный Максимом Дунаевским и Михаилом Бартеневым по знаменитой романтической повести Александра Грина. Во-вторых, красочная и веселая театральная фантазия на гоголевские темы «Ночь перед Рождеством». В-третьих, бессмертная комедия Лопе де Веги «Раба своего возлюбленного», где тоже будет много музыки, ярких красок, сильных страстей, и где оживет перед зрителями на сцене под огненные ритмы фламенко средневековая Испания. Оба этих спектакля, кстати, – лауреаты международных театральных фестивалей. Детворе республики гости из Орла тоже подарят встречу с двумя постановками. Это спектакль «О, Синдбад!» (Ю.Фридман, В.Шульжик), который перенесет юных зрителей в мир сказок «Тысячи и одной ночи», где добро, отвага и любовь вступят в схватку со злом и непременно, по законам жанра, победят. И «Зайка-зазнайка» – веселая детская пьеса Сергея Михалкова, анонсированная в программке гастролей не без озорного юмора: «Лесной боевик». Мастера труппы Орловского театра «Свободное пространство» и его худрук, заслуженный деятель искусств России Александр Михайлов дадут в Русском театре пресс-конференцию для журналистов республики. А Светлана Петрухина подчеркнула: зрители Орла с не меньшим интересом и нетерпением ожидают начала гастролей нашего Русского театра на сцене «Свободного пространства», на которой он уже блеснул в нынешнем году своим спектаклем «Эти свободные бабочки» во время проходившего в Орле II международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» – и был удостоен на этом фестивале звания лауреата. Е.ТОЛОКОННИКОВА. «Орловская губерния», 20 сентября г. МАХНУЛИСЬ НЕ ГЛЯДЯ 24 сентября на сцене театра «Свободное пространство» начинаются гастроли одного из старейших театров Северного Кавказа – Академического русского театра имени Евгения Вахтангова из Владикавказа. Гастроли имеют обменный характер. То есть в это же самое время в столице Северной Осетии будет представлять свой репертуар труппа «Свободного пространства». - Гастроли пройдут при поддержке Министерства культуры России, - рассказал художественный руководитель орловского театра Александр Михайлов. - Мы получили гранты. Это и дало возможность осуществить такие дальние гастроли. Регионы ведь расположены неблизко. Все что содействует сближению, заслуживает и поддержки и внимания. Культура главный цементирующий фактор, после экономики. Для владикавказского театра гастроли проходят в рамках празднования 140-летия. Выступлением в Орле трупа фактически открывает новый 141 сезон. Далее ее путь лежит в Москву, где на сцене столичного Вахтанговского театра покажет «Танго на закате» по булгаковской пьесе «Зойкина квартира», а затем в Сочи для участия в Днях Культуры Северной Осетии. Старинная и поэтичная история театра начинается со второй половины XIX века. С первого же своего спектакля по драме Лермонтова «Маскарад», премьера которого состоялась 15 апреля 1871 года. Постепенно театр обрел популярность не только в Осетии, но и по всему Кавказу. Здесь ставились первые пьесы Михаила Булгакова. Начинал свой режиссерский путь Евгений Вахтангов. Здесь гастролировали великие русские актеры. Для орловских театралов Академический русский театр имени Евгения Вахтангова уже не является чем-то не известным. В июне на 2-м международном фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI» владикавказская постановка «Эти свободные бабочки» стала лучшей в номинации «Большая сцена». И, тем не менее, театр относится со всей ответственностью к новому витку взаимоотношений с орловским зрителем. - Для нашего коллектива творческое общение с орловчанами, чей художественный вкус находится под защитой литературной ауры края, где особенно звучит русское слово, где высока театральная культура, где духовные традиции глубоки, современны и направлены в будущее – волнительно и ответственно, - отметил художественный руководитель владикавказского театра Владимир Уваров. – Мы надеемся, что эти обменные гастроли укрепят и продолжат творческую дружбу между Орловским краем и «Краем синих гор», как принято называть Северную Осетию. Орловские гастроли лично для Владимира Уварова так же значат не мало: - Сразу после «щуки» с красным дипломом я приехал в Орел. Здесь четыре года проработал в театре имени Тургенева. Это как первая любовь. Я не пожалел, что вернулся туда, где мне было хорошо. Репертуар владикавказский театр привез разнообразнейший. Чтобы каждый смог выбрать постановку себе по вкусу. К сожалению, многих театралов, «Эти свободные бабочки» в гастрольный репертуар не попали. Но и без этого спектакля, найдется на что сходить. Здесь героическая комедия «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, восхитительная мольериана «Полоумный Журден» Михаила Булгакова, современная мелодрама Юрия Полякова. Кстати, главный редактор «Литературной газеты», известный критик и писатель обещал приехать на спектакль. Так же зрителей ожидает новая трактовка истории Саломеи в спектакле «Танец семи покрывал» Юрия Ломовцева. Философская постановка «За закрытыми дверями» Жана-Поля Сартра, классика экзистенциализма, даст повод для размышлений. Маленькую аудиторию ждут сказки: американизированный вариант сказки о Золушке «Волшебные чудеса феи» и осовремененная постановка «Аленького цветочка». Так же будет благотворительный выездной спектакль «Три поросенка», который покажут в одном из детских домов области. Русский театр во Владикавказе открывает свой 141-й сезонВ пятницу в столице Северной Осетии состоялся первый после летних отпусков сбор труппы старейшего на Северном Кавказе храма Мельпомены – Русского академического театра им. Е.Вахтангова. Хотя прошлый, юбилейный сезон, казалось бы, завершился, на самом деле театр официально только собирается праздновать во Владикавказе свое 140-летие – ориентировочно где-то в конце октября. А уже 8-го и 9 сентября спектаклями «Полоумный Журден» и «Мужчины по выходным» Русский театр откроет свой новый театральный сезон. С 24 сентября по 1 октября будут проходить гастроли творческого коллектива театра им. Е. Вахтангова в Орле, где сравнительно недавно – в июне нынешнего года – театр принимал участие во II Международном фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI». И, надо сказать, весьма успешно: постановка «Эти свободные бабочки», показанная владикавказцами, была признана лучшим спектаклем на большой сцене. Теперь артисты из города на Тереке намереваются покорить орловских театралов другими своими лучшими постановками – героической комедией «Сирано де Бержерак», мелодрамой «Одноклассница», мольерианой «Полоумный Журден», трагикомедией «Танец семи покрывал», абсурдистской драмой «За закрытыми дверями» (на малой сцене) и, конечно же, сказками для детей «Аленький цветочек» и «Волшебные чудеса феи». Гастроли будут проходить на сцене Орловского молодежного театра «Свободное пространство». А сам театр из Орла с 22-го по 29 сентября побывает на гастролях во Владикавказе, где познакомит североосетинского зрителя с такими своими известными постановками, как мюзикл М. Дунаевского «Алые паруса», театральная фантазия «Ночь перед Рождеством», комедия «Раба своего возлюбленного», восточная сказка «О, Синдбад!» и лесной боевик «Зайка-зазнайка». Из Орла Русский театр отправится прямиком в Москву, где на легендарной сцене государственного академического тетра им. Е. Вахтангова собратья москвичей из родного города режиссера, «оставившего грядущему систему потрясения», покажут спектакль «Танго на закате» по булгаковской «Зойкиной квартире». Это событие приурочено к недавнему 140-летнему юбилею Русского театра из Северной Осетии и к пришедшемуся на этот год 90-летию московского театра им. Е. Вахтангова. Да и булгаковская пьеса, надо сказать, тоже выбрана для показа неслучайно: как-никак самые первые свои пьесы знаменитый автор «Мастера и Маргариты» начал писать не где-нибудь, а в городе на Тереке. Александр Михайлов: «Не нужно экономить на театре»Версия для печати Театральный сезон в Свободном пространстве завершился. Его финальный аккорд прозвучал в четверг, 28 июня. Впереди – летние каникулы. Однако труппа пока не спешит покидать стены ТЮЗа – здесь уже идут репетиции нового спектакля. Каким он будет? Чем жил театр в сезоне завершившемся? Какие трудности преодолел? Каких успехов добился? Какие творческие замыслы готовится осуществить? Обо всем этом ОВ рассказал художественный руководитель театра Свободное пространство Александр Михайлов. Возвращение орловских классиков – Александр Алексеевич, расскажите об основных итогах этого сезона, его главных акцентах. – Сезон начался для нас очень значительно. Получив грант Министерства культуры РФ, мы поехали с обменными гастролями во Владикавказ, город с большими культурными традициями, связанными с именами Евгения Вахтангова, Михаила Булгакова. В прошлом году грант на гастрольные поездки выделялся Министерством культуры впервые, так что мы попали в число первых обладателей. Северокавказские зрители приняли нас очень тепло. В Орле мы открыли сезон сразу тремя премьерами. Всего же их появилось на сцене Свободного пространства шесть. Вначале – спектакль Наташина мечта , созданный по монологам современного драматурга Ярославы Пулинович и идущий на малой сцене. Для меня это был очень интересный опыт, потому что до сей поры постановкой моноспектаклей я не занимался. Интересно было попытаться создать яркую работу при помощи достаточно скупых выразительных средств, присущих подобным пьесам. Как раз к этому моменту появились и актрисы, которые смогли бы поработать в нужном ключе, и текст нашелся, очень актуальный и востребованный сегодня. Две премьеры поставили у нас питерские режиссеры: давний друг нашего театра Геннадий Тростянецкий ( Уроки любви ) и Владимир Ветрогонов, работавший с нами впервые и сделавший спектакль Леди Макбет Мценского уезда по одноименной повести Николая Лескова. Важность этой постановки еще и в том, что на нашей сцене вновь возникают орловские классики. Появились два новых детских спектакля, и ближе к завершению сезона Александр Плетнев поставил Женитьбу Фигаро . Кроме того, театр участвовал в пяти международных фестивалях: в Воронеже, Могилеве, Брянске, Рязани, Каунасе, был на гастролях в Гомеле и Витебске. – Насколько мне известно, в этом году театру удалось получить еще два серьезных гранта – Да. Один – Министерства культуры – на постановку детского спектакля У ковчега в восемь , которую задумал и воплотил режиссер и актер нашего театра Сергей Пузырёв. Второй – Союза театральных деятелей России – на гастрольную поездку с Алыми парусами . Ее мы осуществим будущей осенью по городам центральной России. Судьба фестиваля – В июне третий раз в Орле проходил Международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI, уже ставший культурным символом нашего города. Тем не менее, в этот раз вам пришлос ь столкнуться с некоторыми сложностями при его организации. В чем они заключались? – Когда проводишь фестиваль не впервые, многие вещи знакомы, команда набралась опыта, программы отработаны, и в этом смысле все идет достаточно гладко. Основные организационные сложности в этом году были связаны с крайне скудным финансированием из регионального бюджета. Нам выделили лишь 190 тысяч рублей. Тогда как бюджет фестиваля превышает эту сумму в несколько раз. По моим наблюдениям, заинтересованности в его проведении у областной власти год от года становится все меньше. Ни на открытии, ни на закрытии не было представителей областного правительства. Приветствовали фестиваль депутаты областного Совета и руководство города. Но нужно понимать, что от законодательной и муниципальной властей в этой ситуации зависит немного. – Тем не менее, к радости культурной общественности Орла, фестиваль состоялся. Выходит, в основном за счет собственных и спонсорских средств? – Искали спонсоров, старались продать как можно больше билетов, чтобы исполнить задуманное на достойном уровне. Отказываться от самой идеи было жаль: складывалась очень интересная, разнообразная и яркая афиша. – Конечно, организовать фестиваль только силами театра невозможно. В связи со сложившейся ситуацией есть ли у орловцев надежда, что LUDI порадуют зрителей и в следующем году? – Фестиваль можно попытаться провести на любые деньги. Вопрос в его уровне и качестве. Если рассчитывать только на собственные средства, не получится пригласить по-настоящему интересных участников. Возможно, начиная с года нам будет оказана федеральная поддержка по линии Министерства культуры. А вот как сложится следующий год, пока не ясно. Культура в масштабах бюджета – Когда слышишь такие вещи, возникает ощущение, что культурная политика в регионе то ли крайне непродуманная, то ли ее нет вовсе – Возможно, причина в том, что чиновники до сих пор не смогли расставить приоритеты. На сегодняшний день условия таковы, что театры очень сильно зависят от региональной власти. И если руководителем области, к примеру, становится человек, любящий искусство, для культуры в целом и для театров в частности все складывается как нельзя лучше. И наоборот. Другое дело, что в масштабах областного бюджета деньги, необходимые на то, чтобы театры нормально существовали, совсем не великие. У нас на культуру в целом больше двух процентов бюджета никогда не выделялось Поэтому, когда начинают отщипывать и от этих крох, волей-неволей на ум идет вопрос: что вы сэкономите? А вот если бы хоть немного добавили, для театров это оказалось бы весомо. Тем более, если сейчас сравнить наше финансирование с другими регионами, мы в самых нижних строчках. Жаль, ведь по профессионально-творческим показателям мы в числе лидеров. – Александр Алексеевич, все же беседу хотелось бы завершить оптимистично. А потому не могу не спросить вас о творческих планах на следующий театральный сезон – Откроем сезон мы мюзиклом Александра Журбина Биндюжник и Король (либретто А. Эппеля) по мотивам пьесы Закат и Одесских рассказов И. Бабеля. Прекрасная музыка и очень достойная драматургия, над спектаклем работаем нашей постоянной командой с балетмейстерами Олегом Николаевым, Светланой Щекотихиной, педагогом по вокалу Валерией Торговой, художником Марией Михайловой. Вслед за мюзиклом появятся еще два спектакля: на малой сцене – Мой внук Вениамин по пьесе Л. Улицкой (в постановке Ларисы Шуриновой, режиссера из Санкт-Петербурга, доцента кафедры сценической речи питерской театральной академии), а на большой сцене – романтическая комедия Продавец дождя Ричарда Нэша, над которой будет работать Владимир Ветрогонов. Перед Новым годом также на большой сцене режиссер Сергей Пузырёв поставит сказку, скорее всего, Пушкина. А первой премьерой года станет современная российская пьеса. Предварительно решено, что это будет моя постановка сатирической комедии Памятник современного драматурга Владимира Жеребцова, очень острого, полемичного и точно чувствующего жизнь. Биография Александр Алексеевич Михайлов – художественный руководитель театра Свободное пространство . Беседовала Ольга Захарова Родился: 1 января 1951 г. в семье артистов. Образование: в 1973 г. окончил физико-математический факультет Университета дружбы народов им. П. Лумумбы, в 1980 г. – режиссерский факультет Харьковского института искусств им. И.П. Котляревского. Карьера: работал инженером в НИИ Исток в г. Фрязино, руководил студенческим театром в Харькове, в 1985–1987 гг. был режиссером-стажером Московского академического театра им. В. Маяковского. С 1987 г. – главный режиссер, затем художественный руководитель театра Свободное пространство , с 1996 года – руководитель актерского курса ОГИИК. В 1990, 1993 г. ставил спектакли в Калифорнийском театральном центре, США. В 1999 г. преподавал актерское мастерство в Калифорнийском государственном университете Монтерей-Бэй. Звания: заслуженный деятель искусств России. Источники: http://mkrf.ru/press-tsentr/novosti/region/severn_kavk/svobodnoe-prostranstvo-razdvigaet-granitsy-na-gastroli-vo-vladikavkaz-edet-molodezhnyy-teatr-iz-orla, http://old.teatr.orel.ru/pressa/mahnulis_ne_glyadya.htm, http://osetia.kvaisa.ru/1-rubriki/05-gorizonty-tvorchestva/russkij-teatr-vo-vladikavkaze-otkryvaet-svoj-141-j-sezon/, http://www.vestnik57.ru/page/aleksandr-mihajlov-ne-nuzhno-ekonomit-na-teatre | |
Просмотров: 501 | |
Всего комментариев: 0 | |